Юзабилити
Профессионализм в строительстве веб-сайтов.
В русскоязычной части интернета широко распространилось слово юзабилити (от английского usability). Что же означает это загадочное слово? Если попытаться объяснить его по-русски, то получится - удобство пользования сайтом.
Это понятие достаточно емкое, оно подразумевает и удобство перемещения по разделам и страницам сайта, и удобство чтения, и правильность расположения информационных блоков и навигационных элементов на страницах, и правильность подбора цветов и еще много другого.
Юзабилити или эргономика?
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с этим понятием - удобство пользования бытовой техникой, инструментом, прибором, автомобилем и т.п. И уже давно существует научная дисциплина эргономика, которая занимается этими вопросами. Так что встраивать в русский язык очередное английское слово вовсе не обязательно.
Количество сайтов в интернете, не отвечающих элементарным требованиям эргономики (или юзабилити, если вам так больше нравится), огромно. И ладно, если б это относилось только к персональным домашним страничкам. Немалое количество сайтов коммерческих фирм страдают тем же недугом.
Кажущаяся легкость.
Почему же это происходит? На наш взгляд, основная причина этого кроется в кажущейся легкости создания сайта. Сляпать сайт и выкинуть его в интернет - ну проще некуда. И берутся это делать все кому не лень - от школьника старшеклассника до недоучившегося студента-программиста.
Многие руководители фирм считают, что сайт должен делать программист. Логика здесь простая: веб-сайт это что-то в интернете, интернет - это компьютер, а раз компьютер, то "… ну-ка, где наш программер, пусть он быстренько сделает нам сайт!". А если нет под рукой своего программиста?
"Ну, какие проблемы! У моей дочки (сына, дочки (сына) соседа и т.д.) есть знакомый хакер, он за пару бутылок пива сделает нам быстренько сайт!" Ну и делают такие вот хакеры сайты, от которых у случайных посетителей в глазах рябит, а в голове, кроме тяжести, ничего не остается. И бегут все подальше от таких сайтов, но, к сожалению, тут же натыкаются на очередную пошлость. Вот такое получается "изобилити", а не юзабилити!
Проблемы, проблемы ...
А на самом деле, за кажущейся легкостью скрывается масса проблем, с которыми приходится сталкиваться при создании веб-сайта. Например, отсутствие строгих стандартов на средства представления информации в интернете. Наиболее популярные интернет-браузеры MS IE, Netscape Navigator (Communicator), Opera развиваются в рамках концепции, вырабатываемой международным консорциумом W3C, но каждый имеет свои особенности, такие, что сайт нормально выглядящий в IE может безобразно смотреться в Netscape. Более того, если взять браузер одного производителя, но разных версий, то картина может быть аналогичной.
Все это хорошо знают профессионалы и учитывают особенности различных браузеров при разработке сайтов. Это достаточно трудоемкое занятие, но таковы реалии интернет-технологий. Фирмы разработчики браузеров в конкурентной борьбе преследуют свои цели, пользователю нет никакого дела до особенностей браузеров, он, пользователь, всегда прав. Он вправе не обновлять версию своего браузера и довольствоваться той, которую ему когда-то установили вместе с операционкой. Более того, он вправе и не знать какой браузер у него установлен MS или NN, не говоря уж о номере версии. А уж знать, что в старых версиях браузеров (IE3, NC4 и более ранних) по умолчанию установлен серый цвет фона веб-страниц и, что это значение можно изменить на белый, ну это уже такой продвинутый пользователь будет, ну просто ас! Крайним остается разработчик сайта, который обязан знать все особенности браузеров и уметь обходить их так, чтобы пользователь, не напрягаясь, получал необходимую ему информацию.
А особенности восприятия информации с экрана компьютера и в частности получение информации из интернета? Не так давно, всего лишь лет 12 -15 назад, в экран монитора смотрело крайне ограниченное число людей. В основном это были программисты и операторы каких-либо автоматизированных систем. И все вопросы, связанные с особенностью восприятия информации с экрана, были уделом узкого круга специалистов. Теперь же, миллионы пользователей во всем мире, сидя перед экранами мониторов, рыщут по интернету в поисках необходимой информации. И все проблемы, связанные с восприятием информации с экрана, разрослись до общечеловеческих масштабов.
А психологические и этнографические аспекты восприятия цвета человеком? Кто из непрофессионалов знает об этом? А чтение текста с экрана монитора? Вы уже дочитали до этого места на экране!? Ну, вы даете, обычно такой длинный текст, если он представляет интерес для кого-то, копируют в файл и распечатывают или же сразу распечатывают. Но читать с экрана - это уже подвиг.
Профессионализм.
Как мы уже говорили выше, интернет переполнен сайтами, произведенными непрофессионалами, которые об этих особенностях ничего и не слышали. Когда за дело берутся дилетанты, то ничего хорошего из этого не получается. И вот пользователь вынужден напрягать свое зрение, что бы прочитать, что написано на темном фоне экрана мелким шрифтом с совершенно не контрастными по цвету, почти сливающимися с фоном, буквами. Или, с трудом подавляя рябь в глазах, пытается понять текст на пестром фоне. Вот такая юзабилити (читай эргономика), господа!
Представим себе, что строительство, например, коттеджей стало таким же доступным делом, как и строительство сайтов. Представили?! Ну и кому вы поручите построить свой коттедж - ПТУшнику или недоученному студенту-строителю, или же профессиональной команде проектировщиков и строителей? Конечно, профессионалы возьмут дороже, но ведь в результате у вас будет коттедж, а не собачья будка!